Дополнительная справочная информация по энергосбережению

Законодательство об энергосбержении

Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 

Принципы правового регулирования

Основными принципами правового регулирования в области энергосбережения в Российской Федерации являются:

- эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Государственнное регулирование в сфере энергосбережения

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:

1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;

2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;

3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;

4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования;

6) требований к энергетическому паспорту;

7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

8) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд;

9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Проблемы и потенциал энергосбережения

Для экономики России энергосбережение всегда было актуальной темой. Потенциал энергосбережения превышает 370-390 млн. тут (без учета транспорта), или 40% от суммарного потребления, включая возможность снижения потребления природного газа на 170-180 млрд. м3. Наибольший потенциал повышения энергоэффективности имеют жилые и общественные здания, за ними следуют промышленность и системы теплоснабжения.

Рис. 1. Потенциал повышения эффективности использования энергии в России

Однако речь идет не только о неэффективном расходовании далеко не лишних финансовых средств, но и о состоянии комфорта и даже безопасности социально значимых объектов и жилья. Например, проведенные Центром по эффективному использованию энергии обследования 13 детских домов и интернатов для детей и престарелых в Магаданской области показали, что состояние теплового комфорта на большей части этих объектов находилось на неудовлетворительном или даже критически низком уровне. На протяжении отопительных периодов 1998-1999 и 1999-2000 гг.температуры воздуха в зданиях были ниже комфортных в среднем на 5-7 градусов. В периоды экстремально низких температур наружного воздуха (–30–400С) температуры в зданиях опускались до критических, граничащих с порогом выживания (+100С и ниже).

Низкие температуры в помещениях привели к увеличению заболеваемости среди детей и инвалидов, развитию холодовой аллергии, более тяжелому протеканию других болезней. К главным причинам неудовлетворительного теплового комфорта следует отнести дефицит подачи тепловой энергии, который составлял от 15 до 75%, и низкая эффективность ее использования. Дефицит подачи тепловой энергии формировался по причинам недопоставок топлива, низкой эффективности работы систем централизованного теплоснабжения, а также больших тепловых потерь в зданиях. Потери при выработке, транспорте и распределении тепла в локальных системах централизованного теплоснабжения Магаданской области по данным Центра по эффективному использованию энергии превышают 50%. Элементы теплозащиты зданий находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, поэтому для поддержания требуемых комфортных условий необходимо на 25-30% тепла больше, чем установлено нормами.

Бюджетные организации являются покупателями коммунальных ресурсов, а не комфорта, который определяется другими критериями и параметрами, поэтому нормализация ситуации с оплатой за приобретаемые ресурсы еще не означает нормализации ситуации с комфортом. Системы освещения во многих школах не менялись с момента их строительства 40-50 лет назад. Притом что расход электроэнергии на нужды освещения велик, освещенность часто не соответствует нормам, и у школьников портится зрение. Обследование одной из московских школ, показало, что, несмотря на то, что на долю систем освещения пришлось 74% всего потребления электроэнергии, санитарные требования по освещенности почти во всех помещениях школы не выполнялись.

Проблемы комфорта возникают не только в ситуациях с недостаточным отоплением, но и с избыточным. Например, по данным Центра по эффективному использованию энергии вРостове-на-Дону в 2002 г. система теплоснабжения принудительно предложила на 36% теплоты больше, чем требовалось для поддержания нормативного теплового комфорта.17% объектов характеризовались недостаточным уровнем отопления, а на 66% отмечалось избыточное отопление. Ни в одной школе система теплоснабжения не выдержала требуемый температурный график.

Как показывает опыт Ростова-на-Дону, систематическое избыточное отопление приводит к тому, что бюджет города переплачивает 36% за тепловую энергию, которая ему не нужна. Данные учета позволяют не только уточнить значения «режимного фактора», но и правильно наладить систему регулирования поставки теплоты в систему отопления школ. Бюджет платит и за недостаток отопления (за дополнительную электроэнергию на обогрев), и за его избыток. То есть несоблюдение параметров комфорта всегда сопровождается избыточными расходами и нареканиями на работу энергоснабжающих организаций. Это не только проблема денег и работы энергоснабжающих компаний. Это также проблема профессиональной эксплуатации инженерных систем зданий.

Комплекс энергосберегающих мероприятий позволяет повысить температуру в помещениях на 3-5 градусов Цельсия. Как показал опыт ООО «Центр по эффективному использованию энергии» в Магаданской области, наилучшим решением проблемы является утепление зданий.

Низкая энергоэффективность является следствием физического и морального износа зданий и оборудования бюджетных организаций. Средний срок службы 43 обследованных ООО «Центр по эффективному использованию энергии» зданий школ и учреждений здравоохранения г. Ростова-на-Дону составляет 59 лет (см. рис. 2). В целом по России нет данных о распределении бюджетных зданий по срокам службы, но есть основания полагать, что ситуация в Ростове-на-Дону является типичной. Ясно, что не менее 80% бюджетных зданий построены до 1980 г., то есть служат более 25 лет, и состояние элементов их теплозащиты и инженерной инфраструктуры нуждается в существенном улучшении и капитальном ремонте. Во многих зданиях в крайне неудовлетворительном состоянии находятся оконные конструкции и межпанельные швы. Список может быть очень долгим.

Рис. 2. Распределение зданий школ и учреждений здравоохранения г. Ростова-на-Дону по периодам постройки

Реализация в Российской Федерации ряда пилотных проектов по повышению энергоэффективности в школах и университетах, основанных на проведений низкозатратных мероприятий, показала их эффективность. Данные проекты были основаны на следующих мероприятиях:

  • Замена окон и установка теплоотражающих экранов;
  • Установка автоматических тепловых пунктов и балансировка систем отопления, установка термостатических кранов, балансировочных клапанов;
  • Теплоизоляция трубопроводов и промывка систем отопления.
  • Использование нового экономичного оборудования и бытовых приборов.
  • Просушка утеплителей чердачных помещений.
  • Монтаж и утепление новых дверных блоков.
  • Монтаж и утепление новых чердачных люков.
  • Устройство подвесных потолков с электропроводкой и установка новых светильников. Замена ртутных ламп уличного освещения на натриевые.
  • Реконструкция систем ГВС.
  • Реконструкция узлов регулирования температуры горячей воды в открытых системах теплоснабжения.
  • Установка балансировочных вентилей на вводах в здания;
  • Замена элеваторных узлов на схему с насосом и системой регулирования и автоматизации;
  • Теплоизоляция наружных стен с внутренней стороны.
  • Установка дополнительных электрических источников тепла радиационного типа;
  • Установка дополнительных электрических источников тепла конвективного типа;
  • Утепление чердачных перекрытий;
  • Установка электрических водонагревателей;
  • Утепление подвалов с внутренней стороны;
  • Устройство индивидуальных тепловых пунктов;
  • Утепление плоских крыш;

В материале использованы данные ООО «Центр по эффективному использованию энергии».